Эстетика питания. Японская кухня: эстетика питания. Душевное состояние во время приема пищи

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

И.П. Павлов

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого-нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».

Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

...

Пряности способствуют хорошему тонусу организма, выработке пищеварительных соков, повышают аппетит, активизируют пищеварение.

«Удивительное дело, – писал Стефан Цвейг, – стоит только в самое незатейливое блюдо подбавить одно-единственное зернышко индийских пряностей – крохотную щепотку перца, сухого мускатного цвета, самую малость имбиря или корицы, – и во рту немедленно возникает своеобразное, приятное раздражение. Между ярко выраженным мажором и минором кислого и сладкого, острого и пресного начинают вибрировать очаровательные гастрономические обертоны и промежуточные звучания».

...

Диетолог советует

Следует отметить особую роль в питании пряной зелени: укропа, петрушки, сельдерея, эстрагона, мяты, кинзы и других растений, а также таких пряных овощей, как лук, чеснок, хрен.

Пряности способствуют хорошему тонусу организма, выработке пищеварительных соков, повышают аппетит, активизируют пищеварение. Если бы они обладали лишь единственным свойством улучшать вкус и аромат приготовленных блюд, то и этого было бы достаточно, чтобы рекомендовать использование пряностей, получаемых из растений, в нашем повседневном питании. В качестве пряностей применяют различные части растений: плоды (перец черный, душистый, красный стручковый, анис, кардамон, ваниль, бадьян), семена (горчица, тмин), цветы или их части (гвоздика, шафран), листья (лавровый лист), кору (корица), корни (хрен, имбирь). Следует отметить особую роль в питании пряной зелени: укропа, петрушки, сельдерея, эстрагона, мяты, кинзы и других растений, а также таких пряных овощей, как лук, чеснок, хрен. Причем пряные овощи и зелень не только улучшают вкус и аромат блюд, но и являются поставщиками витаминов (С, каротина и др.), минеральных веществ, в том числе микроэлементов, органических кислот, фитонцидов.

Эстетика питания, на наш взгляд, должна способствовать формированию хорошего, здорового аппетита. Давайте перечитаем рассказ Антона Павловича Чехова «Сирена»:

«…как только кончите с кулебякой, так сейчас же, чтоб аппетита не перебить, велите щи подавать… Щи должны быть горячие, огневые. Но лучше всего… борщок из свеклы… С ветчинкой и сосисками. К нему подаются сметана и свежая петрушка с укропцем. Великолепно также рассольник из потрохов и молоденьких почек, а ежели любите суп, то из супов наилучший, который засыпается кореньями и зеленями: морковкой, спаржей, цветной капустой и всякой тому подобной юриспруденцией».

Рассуждения героев «Сирены» Чехова можно заключить словами выдающегося ученого, много занимавшегося вопросами пищеварения, академика Ивана Петровича Павлова: «…нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением».

В книге «Кулинария», изданной в 1955 году и по своему объему ненамного уступающей упомянутой нами книге Елены Молоховец (в ней 3018 рецептов), в главе, посвященной кулинарному искусству, справедливо говорится о том, что пища, чтобы быть здоровой, обязательно должна быть вкусной и удовлетворять сложным вкусовым, обонятельным и зрительным восприятиям человека, доставлять ему наиболее приятные вкусовые ощущения. Позволим привести цитату из этой книги, имеющую прямое отношение к нашей теме: «В аптеке можно аккуратно и тщательно приготовить питательную смесь, своеобразные облатки из веществ, содержащих белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли, но это не будет здоровая пища, так как она будет безвкусной, не вызовет необходимого сокоотделения, следовательно, будет плохо усваиваться».

Всегда ли надо человеку молодому, здоровому, занимающемуся спортом, знать химический состав употребляемых продуктов и блюд? Вот что пишет по этому поводу литовская писательница Витауте Жилинскайте в рассказе «Вкусно и сытно»: «Ничто так не мешает человеку вкусно и сытно поесть, как указания, что именно и сколько ему надо съедать. Помнится, раньше я всегда пила перед сном кефир. Бывало, в постель не лягу, пока не опорожню стаканчик прохладного, свежего кефира. Теперь видеть его не могу! Оказывается, хочешь не хочешь, а должен ты перед сном пить кефир; продукт этот чрезвычайно полезен для кишечника, уничтожает расплодившихся там вредных бактерий, стимулирует деятельность пищеварительного тракта и так далее. Стоит мне теперь взглянуть на бутылку кефира, как тут же возникает перед глазами кишащий бактериями кишечник и тарахтящий, как несмазанный трактор, пищеварительный тракт. Может ли, скажите, такая картина вызвать аппетит?

Разонравилась мне и морковь – поставщик каротина. Оказывается, только враг собственной печени может позволить себе пренебрегать этим корнеплодом. Ну и пусть будет одним врагом больше, но печеночной моркови мне не надо. Хочу обыкновенной, натуральной каротели, без комментариев и каротинов. Увы, такой моркови уже нет и никогда не будет.

А картошечка с квашеной капустой? Господи! Доводилось ли вам едать что-либо вкуснее? У меня до сих пор слюнки текут, стоит лишь вспомнить дымящуюся тушеную картошку и пахнущую дубовой бочкой капусту с тмином! И что же? Разве получишь удовольствие от современной кислой капусты – белков с аминокислотами, без которых организму грозит авитаминоз? Аминь теперь аминокапусте! Лучше уж буду бочку грызть – влияние дуба на организм, слава богу, еще не исследовано! А желудок? Все, что отправляешь в него, должно быть строго нормировано, распределено: вечером ничего лишнего не закладывай отдай, как говорится, врагу, утром грузи, словно в рефрижератор. А во время обеда положи на стол счетчик и суммируй калории. Запомни: отправлять туда на ночь трудноперевариваемые продукты, например крабов, строго запрещается, так как эти крабы остаются в желудке целых семь часов. О, боже! Да пусть остаются они там хоть семь суток, было бы где достать этих крабов!»

Отдадим должное юмору писательницы. Однако как диетолог я должен сказать, что людям, страдающим определенными заболеваниями, например сахарным диабетом, ожирением, хочется им этого или нет, приходится учитывать химический состав продуктов ради профилактики обострения недуга.

Если поставить вопрос так: всегда ли, обращаясь к рациональному лечебному питанию, нужно ставить химический состав продуктов, как говорится, «во главу угла»? Я отвечаю: нет, не всегда. Более того, нельзя химический состав пищи рассматривать изолированно от физиологии пищеварения, без учета состояния здоровья и души данного человека, его привычек, энерготрат и т. д.

Нельзя отдавать решение проблем повседневного питания человека целиком «на откуп» химикам или физикам (а такая тенденция иногда прослеживается не только в литературе прошлого века, но и у современных авторов). В связи с этим хочется вспомнить высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Я верю, настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в руки физиков. Не спрашивая его ни о чем, эти физики возьмут у него кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. Затем, сверившись с таблицей логарифмов, они вылечат его одной-единственной пилюлей. И все же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь старому земскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и живот, послушает. Затем кашлянет, раскуривая трубку, потрет подбородок и улыбнется мне, чтобы лучше утолить боль. Разумеется, я восхищаюсь наукой, но я восхищаюсь и мудростью».

Так вот, можно верить, что современные химики научатся выделывать «пищевые формы», содержащие оптимальный набор белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, но тем не менее я отдам предпочтение зеленому пупырчатому огурчику, сорванному с грядки, а не полученному в лаборатории, и икре самого что ни на есть обыкновенного минтая, а не зернистой белковой. И думаю, что желудок будет благодарен за подобный выбор, за предпочтение пищи естественной, натуральной, привычной.

...

Людям, страдающим определенными заболеваниями, например сахарным диабетом, ожирением, хочется им этого или нет, приходится учитывать химический состав продуктов ради профилактики обострения недуга.

Известно, что Александр Сергеевич Пушкин любил читать литературу по кулинарии (об этом можно прочитать в статье «Кулинарная библиотека А.С. Пушкина», опубликованной в журнале «Общественное питание», 1987, № 1). Ознакомившись с сочинением Антельма Брилль-Саварина «Физиология вкуса, или размышления о гастрономии. Теоретическое и историческое сочинение о порядке дня», Пушкин отметил в своей записной книжке: «Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность».

А благодарность желудка, о которой говорит поэт, вторя знаменитому «гастроному», и обеспечивает нам хорошее пищеварение, работоспособность, бодрость духа и, говоря языком современных медиков, профилактику заболеваний.

Быть ближе к природе, включать в повседневный рацион питания больше натуральных продуктов – призыв врачей-диетологов сегодня.

Мы преклоняемся перед достижениями современной химической науки в области создания новых «пищевых форм», однако, как говорил выдающийся русский врач Г.А. Захарьин: «Наука, высшее здравомыслие не может противоречить простому здравому смыслу».

Олеся Костылева
Обучение эстетике питания у воспитанников

МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела»

Сообщение на тему :

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей»

Подготовила воспитатель :

Костылева Олеся Олеговна

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет» .

Обучение эстетике питания у воспитанников .

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада - обучить ребенка правилам поведения за столом, которая происходит как на специальных организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая или обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения : ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель должен руководствоваться задачами, сформулированными в программах и проследить последовательность и постепенность по формированию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей.

1 мл. группа (от 2 до 3 лет) закрепить умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать руки и лицо полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого;

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения : не выходить из-за стола не закончив еду, говорить спасибо;

2 мл. группа (от 3 до 4 лет) научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;

Сформировать навыки приема пищи : не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом;

Средняя группа (от 4 до 5 лет) совершенствовать приобретенные навыки и умения : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, полоскать рот после еды;

Старшая группа (от 5 до 6 лет) закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;

Продолжать прививать навыки культуры поведения; выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;

Подготовит. к школе группа (от 6 до 7 лет) закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Порядок действий при организации приема пищи :

Подготовка к приему пищи. Соблюдение гигиенических требований (мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом. Помощник воспитателя обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду)

Гигиенические процедуры : валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст) ; самоконтроль детей; оценка деятельности.

Сервировка стола : организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов , соблюдение правильной осанки.

Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) . Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды ; обучение правилам этикета ; оценка деятельности.

Что должен уметь и знать воспитатель :

-воспитывать привычку есть разнообразную пищу;

Проводить беседы с родителями о питании ребенка дома ;

Выяснять причины возникновения плохого аппетита;

Создать условия для приема пищи (продумать расположение столов, чтобы дети видели глаза сверстников; соответствующую сервировку, чтобы на столе были предметы необходимые только для еды; подачу блюд; определиться в поведении воспитателя и его помощника ) ;

Во время еды следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, при этом не следует одергивать детей, делать им замечания;

Уметь разобраться в причине отказа ребенком от еды (при необходимости обратиться к медперсоналу; заставлять есть без аппетита нежелательно; постепенно приучать детей к нужной норме в еде) ;

Уметь поощрять детей за их самостоятельность, при необходимости надо покормить детей у кого не сформирован навык самостоятельности;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми, чтобы показать пример;

Позволить запивать еду, тем кто с трудом глотает пищу с компотом, киселем, соком или просто теплой водой;

Уметь обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил ребенком, правильно освоить нужный навык (например во время мытье рук : сначала надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, вымыв, тщательно - смыть мыло, взять свое полотенце и насухо вытереть руки) ;

Не следует торопить детей;

Не следует выполнять действие за детей, а нужно проверять и следить за правильным выполнением данных действий;

Столовый этикет в деятельности ДОУ

Знание правил столового этикета формирует в человеке уверенность, стремление красиво и правильно вести себя за столом, быть приятным в застольном общении.

Все это учит детей радостно воспринимать окружающее , радушно приглашать и встречать гостей, быть доброжелательными и внимательными хозяевам, способствует развитию доброжелательных отношений и расширяет круг представлений ребенка о жизни, приобретению уверенности в себе и освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому в дошкольном возрасте следует обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме.

Формирование навыков поведения за столом

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало воспитательной работы .

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей :

Важное условие для поддержания здоровья, соблюдения правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний;

Совершенствуя движения, дети становятся более точными, ловкими, координированными;

Шире познает окружающий мир;

Развивается речь;

Приобретают силу и устойчивость психологические функции : внимание, воля;

Приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности.

Дежурство

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке - это, как говорят в народе, «начало всех начал» .

Благодаря дежурству можно воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению .

В младшей группе - дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый (разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы, повесить «доску дежурных» и научить ею пользоваться) .

В средней группе - можно обучать детей сервировке стола, накрывать стол, за которым сидит сам, на видном месте повесить «доску дежурств» -это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании, фартучки, после уборки посуды помощник воспитателя может предложить тряпочку для протирания стола.

В старшей группе - дети самостоятельно под присмотром взрослых могут накрыть столы и убирать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Работают быстро, слаженно, рационально.

В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами и поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.

1 Общие правила перед приемом пищи

2 Правила поведения за столом

3 Правила поведения за столом

4 Правила пользования салфетками.

5 Правила употребления некоторых блюд

6 Правила сервировки стола

7 Правила поведения после еды

1. Общие правила перед приемом пищи

Тщательно мыть руки с мылом.

За столом у каждого есть определенное место : садись на свое, не занимай чужо. Садись, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

2. Правила поведения за столом

Сидеть за столом спокойно,спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками)

Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.

Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.

Нельзя вертеться. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.

Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.

Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!

Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол.

Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.

Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок

3. Правила пользования столовыми приборами

Ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот. Вилку можно держать и в правой, и в левой руке : в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом;

Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.

Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.

При использовании двух приборов - ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, - левой.

Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.

Запомни : ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.

Правила пользования салфетками.

Бумажной салфеткой пользуются один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот и пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки.

Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды) . Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.

Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо. Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Что, чем и как есть

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки, каши едят ложкой. Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.

Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.

Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам,

Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.

Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.

Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.

Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.

Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.

Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет» . У каждого свои предпочтения.

Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!

Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!

Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком !

Столовый этикет состоит из многих действий и включает ряд культурно-гигиенических навыков. Необходимо одновременно с обучением правилам этикета проводить работу по нравственному воспитанию

Для работы по обучению детей столовому этикету мы используем следующие методы и приемы :

1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Например : в играх- драматизациях, воспитанники перевоплощаясь в сказочных персонажей стараются помочь справиться с трудной ситуацией, найти ошибку, научить чему-то.

2. Словесные приемы (рассказы взрослого из личного опыта, сказки познавательного содержания, беседы, рассказы ребенка, из личного опыта). Например : можно рассказать, что когда тоже была маленькой, случалось что проливала компот или суп на себя, а это приводило к тому, что я обжигалась, пачкала свою одежду. Или воспитанники могут приводить примеры из своего опыта : «Я был неаккуратен за столом и испачкал свою рубашку» . Беседы на темы «Безопасность во время приема пищи» , «Пользование столовыми приборами» , «Если ты разбил посуду» и др.

3. Игровые приемы : дидактические игры («Магазин посуды» , «Подбери, что нужно для завтрака…» , «Узнай по описанию» , «Так бывает или нет?» , «Угостим гостей чаем» и др., игры-путешествия в прошлое посуды, элементы сюжетно-ролевых игр, игры-воображения). Например : в сюжетно-ролевых играх, учат куклу, или ребенка (дочь, правильно сидеть за столом, правильно держать тот или иной прибор.

4. Наглядные приемы (картинки, фотографии) . Мы используем в работе иллюстрации из комплекта «Расскажи про детский сад» , иллюстрации из книги «Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., а также фотографии работы дежурных подготовит. групп прошлых лет.

5. Художественное слово. Например : учим стихи, отгадываем загадки, читаем рассказы, сказки. («Правила поведения для воспитанных детей » авт. Шалаева Г. П. и др., «Стихи и загадки малышам» Мизгунова Н., а также произведения разных авторов, которые находим на просторах интернета)

6. Музыка (песни «Пирожки» , «Манная каша» , «К нам гости пришли» и т. д.)

7. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, сервировка стола по заданию, разбор проблемных ситуаций с игрушками, например : зайчик пригласил ежика в гости – нужно помочь накрыть стол).

8. Наблюдения (за действиями взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления ). Например : показываем сами пример правильного приема пищи, обращая внимание на эстетику оформления стола .

9. Элементарные эксперименты (изучение свойств посуды в зависимости от материала, из которого она изготовлена; внешнего вида посуды и столовых приборов в зависимости от их назначения : «Зачем чайной чашке ручка?» , «Почему вилка рогатая?» )

Работу по теме проводим как ОД («Мы дежурим» , «Посуда рассказывает о себе» , аппликация «Украшение салфеток» , рис. «Красивые фартуки» , так и во время самостоятельной деятельности.

В группе созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников :

Книжный уголок : Книги для чтения и рассматривания, внесение иллюстраций «Семья обедает» , «Обед (завтрак) в детском саду», изображений различных видов посуды и предметов для сервировки.

Игровой центр «Дом» , где есть кухонная, столовая и чайная посуда; скатерть; ваза с цветами, салфетки, набор «Выпечка» , овощи и фрукты; предметы заместители; фартуки.

Центр продуктивных видов деятельности : материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации; изображения посуды народных промыслов Хохлома, Гжель, Жестово, Городец; трафареты с изображениями предметов посуды.

Настольно-печатные игры «Что такое хорошо, что такое плохо» , «Что лишнее?» , «Хозяюшка» и др.

Правильное питание должно приносить удовольствие. Перед приемом пищи мы стараемся обсудить достоинства блюд. Научить воспитанников описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду. Для поднятия аппетита используем пословицы и небольшие рифмовочки :

Стол накрыли и про кашу не забыли.

Хочешь сильным быть, дружок – кушай вкусный творожок.

Молочная река, кисельные берега.

Садитесь на пенёк, да ешьте пирожок.

Тихо музыку послушаем, кашу вкусную покушаем.

А из печки пирожок : «Ну-ка, съешь меня, дружок!»

Молоко, кефир мы пьём и здоровыми растём.

Витаминный ужин деткам очень нужен.

Кто на завтрак подкрепится, тот работы не боится.

Условия воспитания положительного отношения к еде :

Удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

Благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

Разъяснение необходимости рационального питания , пропаганда здорового образа жизни;

Исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание) ;

Постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

Оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

Позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

Во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Эстетика еды.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет всё то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в детском саду ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (вилкой, ножом, ложкой), приобретает определенные навыки культуры питания.

Начинать прививать все эти умения необходимо с раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепляются и станут хорошей привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным и утомленным. Для этого воспитатели в группе должны позаботиться о создании спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия или игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, а дежурные (начиная с 3-4 лет), принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок должен иметь постоянное место за столом. А столы и стулья должны соответствовать росту ребенка. (маркировка)

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, по объему соответствующую возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают индивидуальными красивыми салфетками, ставят салфетницы в центр стола. Блюда подают по возможности красиво оформленными, не очень горячими, но и не холодными. Для украшения блюд используется свежая зелень, яркие овощи и фрукты.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, о её полезности, стараются сосредоточить внимание ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать её большими кусками, съедать всё, что предложено.

Соблюдение гигиенических требований - одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей младшего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5-2 лет едят ложкой самостоятельно, а с 3 лет - едят вилкой. В дошкольных группах детям рекомендуют давать полный столовый набор (ножи не должны быть острыми). Дети старшей и подготовительной групп должны уметь правильно пользоваться ножом и вилкой, держа её как в правой, так и в левой руке.

После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами и ягодами, печеньем или конфетой.

При кормлении детей, особенно раннего возраста, необходимо соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании начала еды или смены блюд. Очередное блюдо подается сразу после того, как было съедено предыдущее. Детям, раньше других окончивших есть, можно разрешить выйти из-за стола и заниматься спокойной игрой или готовиться ко сну.

Большое внимание воспитатели уделяют детям с пониженным аппетитом. При кормлении таких детей особенно важно соблюдать рекомендуемые возрастные нормы, учитывать их индивидуальный вкус и привычки. Слишком большое количество еды может только отпугнуть малыша и привести к еще большему снижению аппетита.

Также не следует кормить ребенка насильно, развлекать его во время еды игрушками, картинками, рассказывать сказки и т.п. Детям с плохим аппетитом можно перед приемом пищи предложить небольшое количество воды или фруктового сока, чтобы они могли запивать плотную пищу. При ребенке не следует вести разговоры о его плохом аппетите, избирательном отношении к блюдам, их непереносимости. Для этого очень важно пообщаться с родителями вновь поступивших детей с целью выяснения таких подробностей.

Особый подход нужен к детям с избыточной массой тела, склонных к ожирению или с развившимся ожирением. При отсутствии к ним внимания со стороны воспитателей, такие дети часто переедают. Обычно во время кормления их отсаживают за отдельные столы (по возможности), чтобы они не чувствовали себя обиженными, если их будут ограничивать в питании. Если ребенок с избыточным весом отказывается от части еды, не нужно настаивать на дальнейшем продолжении приема пищи. Таким детям не следует есть быстро - воспитатели должны следить за тем, чтобы они неторопливо ели пищу, тщательно ее пережевывая. Дальнейшие рекомендации по питанию таких детей разрабатываются совместно с родителями, педиатром, диетологом и медицинской сестрой.

Эстетика питания

…Нормальная и полезная еда есть еда с аппетитом, еда с испытываемым наслаждением.

И.П. Павлов

Название этого раздела, возможно, чрезмерно звонкое и многообещающее. Автор книги «Энциклопедия питания» Д.В. Каншин, выпустивший свой труд в 1885 году, обсуждая аналогичное заглавие, считал, что, может быть, было бы более правильно говорить не об эстетике, а о гастрономии питания. Слово «гастрономия» происходит от греческих слов: gaster – желудок и nomos – закон. Д.В. Каншин называл гастрономом человека, который «…умея извлечь наибольшую сумму вкусового удовольствия из данных припасов, сверх того умеет приготовить их так, чтобы они не только были вкусны, но и при этом легко усваивались желудком и доставляли нам наибольшее питание».

Не откажем себе в удовольствии процитировать и далее автора «Энциклопедии питания»: «Можно ли красиво кушать? Да, можно кушать опрятно, ловко, можно и кушанье подать красиво; и все это вместе делает такое впечатление, что садишься за стол без малейшего аппетита, а посмотрел, что и как кушают собеседники гастрономы, и аппетит явится, и покушаешь с удовольствием… Гастроном никогда лишнего не съест; он предоставляет это обжоре, которого презирает потому, что он воплощен в своем желудке, для него только живет и не знает меры еде. Гастроном нисходит к слабости лакомки, который увлекается вкусом какого-нибудь кушанья и подчиняется своим слабостям. Гастроном допускает, что дамы могут быть лакомками и отдавать преимущества сладким блюдам… Сам гастроном всегда действует сознательно и у него тело в подчинении уму; вот почему гастрономом человек не развитой и не дальнего ума быть не может. Нужно быть очень развитым, чтобы быть гастрономом, потому что он все разбирает, все замечает, все соображает: и причины, и последствия, и способы приготовления, и форму, и вкус, и запах».

Обратившись к истории, узнаем: у древних греков и римлян, помимо поваров, были еще и гастрономы, которые изобретали новые блюда. Древнеримский полководец Лукулл вошел в историю не столько ратными подвигами, сколько главным образом необыкновенно роскошными пирами («лукуллов пир»). Еще в древние времена высоко ценилось (и не только морально) искусство повара, причем к работе поваром допускались в те времена только мужчины.

В «Энциклопедии питания» есть и такие строчки:

«…чем менее человечество удовлетворяет своему вкусу, т. е. чем хуже пища, тем сильнее пьянство, и наоборот, в странах, где хорошо едят, если и пьют вино, то пьяных встречаешь крайне редко… Вкусом называется соединенное впечатление на мозг нервов рта, языка, носа и глаз. Не язык определяет вкус; он только один из инструментов вкусовых впечатлений». Каншин считает: «…состав обеда, т. е. меню, – есть высшая школа кулинарного искусства и эстетики питания». Он пишет: «Для нас не столько важен обед, сколько то душевное настроение, которое чувствуется после него, и мы предпочитаем простой бульон и кусок курицы… чем самый изысканный обед».

В понятие «эстетика питания» входят многие атрибуты, условия комфорта во время обеда: хорошее освещение зала, удобные стулья, красивая сервировка, приятная негромкая музыка. Очень большое значение для возникновения аппетита и активизации пищеварения имеет аромат блюд.

Вновь обратимся к Каншину: «Дело не в том, чтобы давать за обедом дорогое и крайне редкое, дайте кусок хлеба, но такой, который был бы вкуснее, чем у других, и за это уже найдете признательные вам желудки… Не в деньгах дело, и не имея их, можно сделать хороший обед; сколько ни кидай денег невеже, он не добьется обеда, равного по достоинству тому, который в десять раз стоит дешевле, но к которому приложены знание, умение внимание, искусство и пр.». Можно согласиться с автором, что к понятию «эстетика питания» следует отнести все, чем отличается питание животных от питания разумного человека, и насколько нет предела разуму человека, настолько же беспредельны и требования этого разума, – требования тысячи безделиц. Но если, пишет Каншин, безделицы эти составляют весь комфорт жизни, то немудрено, что их может быть множество, и почему тогда не изучать и не удовлетворять их!

Когда мы говорим об эстетике питания, которая должна способствовать не только получению ощущения сытости, но и душевному комфорту, которая предполагает разнообразное меню, невольно обращаемся к одной из лучших кулинарных книг, многократно издававшейся в начале прошлого века. Это книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», включающая в себя рецепты 4163 различных блюд!

Нельзя забывать и о такой, казалось бы, небольшой детали рационального и лечебного питания, как пряности: можно назвать более 150 видов пряностей, которые получают из растений и которые вряд ли можно заменить искусственно приготовленными. Ценятся пряности за своеобразный вкус и аромат, обусловленный эфирными маслами, алкалоидами и гликозидами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Желудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность
А.С. Пушкин

Все люди по-разному относятся к ритуалу принятия пищи. Кто-то действительно делает культ из простого обеда, кто-то видит в пище источник энергии и бодрости, для кого-то - это награда или бонус (например лакомства для детей), для кого-то - удовлетворение потребности организма, есть и те, для кого пища - это препятствие для духовного роста, однако есть и те, для кого принятие пищи - это искусство.
Неправильно будет полагать, что восприятие приема пищи как маленького творческого акта - гедонизм и потребительство.
На самом деле такая позиция - это разумный подход, формирование умеренности и умение избирательно подходить к выбору продуктов и их приему. Относиться к приему пищи как к искусству - это и умение сочетать продукты в соответствии с их естественным происхождением, сезону и даже цветовой гамме.
Пища будет полезной, если вы употребляете ее в сезон ее созревания(например арбуз хорош в августе-сентябре, свежая зелень в июне). Кроме того, этнически разная пища плохо усваивается организмом, а это значит что средиземноморская паста вряд ли будет хороша со славянскими жареными грибами.Закон палитры так же прекрасно работает, а это значит, что мясо хорошо усваивается с овощами уже попросту от того, что цвета этих продуктов сочетаются между собой, а молочные продукты лучше употреблять автономно.
Красивая посуда и умение сервировать стол - важные составляющие здорового рациона. Ведь оба этих параметра требуют интеллектуального подхода, а значит вы уже обезопасили себя от бездумного поглощения пищи.
Немаловажную роль в построении грамотных пищевых привычек является и семейная традиция. Если в Вашем доме принято трапезничать вместе, за большим столом - то Вы не только поддерживаете принципы грамотного и традиционного подхода к приему пищи, но и обеспечиваете себя сбалансированным рационом, с которым Ваши родные будут получать полезные питательные вещества.
Кроме того, еда - это мощнейший эмоциональный канал, и приготовленный с любовью домашний обед - лучшая профилактика заболеваний пищеварительного тракта и нервной системы.

Эстетика питания - это и доскональное информирование о том, что, для чего, и почему мы едим.
Перед стихийным приобретением продуктов и приготовлением важно точно знать, что необходимо Вашему организму. Поэтому к выбору продуктов тоже нужно подходить грамотно.Как правило вредным продуктам можно легко найти полезный эквивалент.

Итак, если Вам хочется:

шоколада - это нехватка магния
Содержится в: нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.

хлеба- недостаток азота
Содержится в продуктах с высоким содержанием белка (рыба, мясо, орехи, бобы).

хрустящей холодной пищи - нехватка железа.
Содержится в: мясе, рыбе, птице, морской капусте, зелени, черешне.

сладкого
1. Нехватка хрома.
Содержится в: брокколи, винограде, сыре, курице, телячьей печени
2. Нехватка углерода.
Содержится в свежих фруктах.
3. Нехватка фосфора.
Содержится в курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
4. Нехватка серы.
Содержится в клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
5. Нехватка триптофана (одной из незаменимых аминокислот).
Содержится в сыре, печени, ягнятине, изюме, сладком картофеле, шпинате.

жирной пищи - нехватка кальция.

кофе или чая :
1. Нехватка фосфора.
Содержится в: курице, говядине, печени, птице, рыбе, яйцах, молочных продуктах, орехах, стручковых и бобовых.
2. Нехватка серы.
Содержится в: клюкве, хрене, овощах семейства крестоцветных (белокочанная капуста, брокколи, цветная капуста), листовой капусте.
3. Нехватка натрия (соли).
Содержится в: морской соли, яблочном уксусе (заправить этим салат).
4. Нехватка железа.
Содержится в: красном мясе, рыбе, птице, морской капусте, зеленых овощах, черешне.

вредной пережаренной еды - нехватка углеродов.
Содержится в свежих фруктах.

газированных напитков - нехватка кальция
Содержится в броколи, стручковых и бобовых, сыре, кунжуте.

соленого - нехватка хлоридов
Содержится в некипяченом козьем молоке, рыбе, нерафинированной морской соли.

кислого - нехватка магния
Содержится в нежареных орехах и семечках, фруктах, стручковых и бобовых.

жидкой пищи - нехватка воды . Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.

твердой пищи - нехватка воды
Организм настолько обезвозжен, что уже потерял способность ощущать жажду. Пить 8-10 стаканов воды в день, с добавлением сока лимона или лайма.

холодных напитков - нехватка марганца
Содержится в: грецких орехах, миндале, орехах-пеканах, голубике

Загрузка...
Top