Игры на развитие логического мышления средняя группа. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста. Игры и упражнения

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения.

  • Один из ключевых моментов для гармоничного развития ребенка - свобода выбора, отсутствие принуждения со стороны взрослого.
  • Игра должна приносить радость и желание достичь успеха: найти правильный способ решения проблемы, дать верный ответ, стать первым среди участников.
  • Детские игры для развития внимания, мышления, наблюдательности должны иметь образное выражение, сопровождаться понятными и яркими иллюстрациями.
  • Задачи и загадки для дошкольников и младших школьников состоят из простых предложений, не имеют двойного толкования и должны касаться понятных ребенку предметов, явлений и процессов.

У каждой игры свой образовательный потенциал: развивают логику, внимательность и быстроту мышления.

Лучшие виды логических игр для детей 5-10 лет

Использование игрового формата как основного метода развития логики и мышления очень эффективно, особенно для учащихся 1-5 классов. Среди множества игр, развивающих логику, память и мышление у младших школьников, рекомендуем следующие:

  • Шахматы, шашки. Эти игры давно признаны лучшими тренажерами абстрактного мышления, логики, математических и прогностических способностей. Играя в шахматы и шашки, дети учатся анализировать действия противника, продумывать варианты возможного поведения, выстраивать логические цепочки и делать самостоятельные умозаключения. Кроме того, шахматы требуют от игрока большой концентрации внимания, хорошей памяти и определенных волевых усилий, при этом активно работает образное и стратегическое мышление. Попробуйте занимательные задания на шахматном поле .
  • Нестандартные задания . Выполняя однообразные упражнения, ребенок быстро устает, теряет интерес к занятию. Чтобы поддерживать мыслительную активность на высоком уровне, детям нужно предлагать непривычные задачи. Решение заданий заставляет активнее работать мозг ребенка, быть более внимательным.
  • Олимпиадные задания для детей . Решение примеров, задач, уравнений, алгоритмов, использование системы координат, построение проекций и другие математические действия напрямую направлены на развитие логики, пространственного мышления, аналитических способностей, способствуют формированию системного мышления и интеллектуальных способностей в целом.
  • Числовые и другие математические ребусы . Их использование сделает учебный процесс более увлекательным и разнообразным. Для развития логического мышления необходимо постепенное усложнение заданий и отсутствие однотипности.
  • Логические задачи и загадки на логику . Решая задачи на логику, память и мышление, ребенок учится устанавливать логические связи, анализировать и сопоставлять данные, классифицировать предметы, выявлять их общие свойства и черты, обобщать, выполнять другие логические действия. Дети любят разгадывать загадки, и чем больше нужно думать, размышлять, тем больше азарта и удовольствия они получают. Разгадка не должна быть очевидной.
  • Задания со спичками . У детей 5-7 лет преобладает наглядно-образное мышление, поэтому им особенно нравятся задания на перемещения предметов.
  • Головоломки – популярный вид интеллектуальных игр как у детей, так и у взрослых. Есть интересные головоломки в формате логических задач, загадок и вопросов с подвохом , самостоятельных игр для развития логики и мышления (анаграммы, криптограммы, различные виды кроссвордов, скреббл, судоку и т.д.) и тренажеров (логическая рамка, кубик Рубика, логическая змейка и другие).

На чтение 18 мин. Просмотров 4k.

Развитие можно осуществлять во время различных игр. Это могут быть игры дидактического характера или игры, в которых у ребенка появляется необходимость задуматься для поиска правильного решения. К таким играм относятся и словесные игры, и игры с предметами.

Игра «Данетки»

Дополнительные материалы: можно использовать готовые карточки, которые продаются в магазинах. Но если нет карточек, то можно обойтись без всего: достаточно лишь задействовать воображение.

Игровой процесс. Ведущий загадывает слово. Игроки должны догадаться, что это за слово. Для этого они задают много вопросов. Особенность игры в том, что ведущий имеет право отвечать на вопросы только пятью фразами:

— да;

— и да, и нет;

— об этом нет информации;

— это несущественно;

При этом ведущий дает небольшую подсказку в самом начале игры. Например, он может сказать: «Я загадал героя одного известного мультфильма. Попробуйте отгадать его за 10 вопросов».

Игра не имеет ограничений по возрасту. В нее интересно играть детям и взрослым совместно. При этом всегда можно регулировать сложность, правильно подбирая загаданные слова, подходящие для аудитории.

Польза игры «Данетки». Эта игра очень положительно влияет на развитие мышления ребенка. Дети учатся правильно подбирать вопросы, анализировать ответы и находить решение путем логического мышления. Ребенок уже в дошкольном возрасте благодаря этой игре развивает способность классифицировать предметы и явления окружающего мира по их признакам и общим особенностям.

Игра «Ситуативные данетки»

Дополнительные материалы для этой игры не потребуются.

Игровой процесс. Ситуативные данетки отличаются от классических тем, что загадывается не слово, а конкретная жизненная ситуация. Дети должны попытаться понять причины произошедшего, понять как решить возникшую проблему или объяснить странное с первого взгляда поведение человека.

Например, пусть ребята попробуют объяснить:

  1. Почему мальчик съел яблоко, а старичок за это его отругал?
  2. Как быть, если мама не хочет покупать мороженку?
  3. Почему дворник, который любит ездить на машине, пришел пешком?

Ситуации и вопросы могут быть очень странными и неожиданными и не иметь единственно правильного ответа. Главная задача – чтобы дети могли генерировать как можно больше вариантов ответов, логически объясняющих ситуацию.

Если взрослому трудно придумать достаточно интересные задания, то это можно поручить самим детям. Как правило, ребятам удается придумать много необычных ситуаций и найти для них еще более необычные решения.

Польза игры. Игра развивает способность логически мыслить, находить причинно-следственные связи, мыслить абстрактно и отвлеченно.

Игра «Третий лишний»

Дополнительные материалы: можно приготовить карточки с изображениями различных животных, предметов и людей. А можно обойтись и без дополнительных материалов: достаточно просто собрать вокруг себя ребятишек и усадить их.

Игровой процесс. Ведущий называет три слова, а дети должны догадаться, какое из этих слов лишнее. Если есть карточки, то аналогично работаем с ними. Приведем примеры, которые можно использовать во время игры:

— снег, вода, камень;
— осень, зима, утро;
— сапог, шапка, галоши;
— мороженое, окно, дверь;
— конфета, газвода, редька;
— садик, школа, петрушка;
— день, ночь, 48;
— ручка, пироженое, тортик;
— козлик, коровка, виноград;
— желтый, красный, вкусный;
— компьютер, майка, телефон;
— круг, цветочек, дерево;
— круг, цветочек, квадрат;
— тапки, халат, снег;
— волк, заяц, компьютер;

Можно поручить детям самим придумывать такие группы слов после того, как они хорошо усвоили основные правила игры.

Польза игры «Третий лишний». Игра учит детей классифицировать предметы по их особенностям.

Игра «Разложи по группам»

Дополнительные материалы: много карточек одинакового размера с картинками.

Игровой процесс. Ведущий раскладывает на столу как можно больше карточек с изображениями животных, людей, транспорта, природы чего угодно. Главное, чтобы картинок действительно было много. Задача детей состоит в том, чтобы они сами сообразили, на какие группы можно разделить все эти карточки. Например, группы: растения, профессии, машины, животные и т.п. Затем нужно отсортировать все эти карточки по придуманным группам так, чтобы не осталось ни одной картинки.

Польза игры «Разложи по группам». Игра развивает способность детей классифицировать предметы по их признакам и особенностям использования. Помимо этого при работе в команде игра формирует коммуникативные навыки детей – помогает им учиться объяснять свою точку зрения аргументировано и приводить доводы в пользу принятого решения (детям ведь придется объяснять друг другу, почему они выбрали ту или иную группу, если другие не согласны с этим решением).

Игра «Бывает не бывает»

Дополнительные материалы: небольшой мячик

Игровой процесс. Для этой простой игры понадобиться воображение и один небольшой мячик, который легко поймать и удержать в руках шестилетнему ребенку. Суть игры заключается в том, что ведущий придумывает различные ситуации. Часть из них часто случаются в жизни и в них нет ничего необычного. Другие ситуации невозможны в принципе.

Ведущий называет ситуацию вслух и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит этот мяч и тут же бросает его обратно. При этом он должен громко сказать во время броска либо «бывает», либо «не бывает».

Таким образом, времени хорошенько обдумать ситуацию и ребенка нет и нужно принимать решение практически мгновенно. Приведем примеры ситуаций:

— мама варит кашу;
— цыпленок играет в футбол;
— дерево пошло гулять;
— утром выпал снег;
— домик плывет по небу;
— ручка лежит на столе;
— собака кушает мяско;
— кошка летит в облаках;
— арбуз говорит по-английски.

Польза игры. Игра учит ребенка быстро оценивать адекватность высказанной фразы и ее соответствие действительности. Развивает способность мыслить, одновременно координируя свои движения (нужно ведь еще и мячик поймать и правильно бросить в момент обдумывания).

Игра «Отвечаем быстро»

Дополнительные материалы: мяч

Игровой процесс. Ведущий называет любое знакомое ребенку существительное и бросает в этот момент ему мяч. Нужно, чтобы ребенок успел поймать мяч, бросить его обратно, но при этом во время броска назвать прилагательное, которое характеризует выбранный ведущим предмет.

Например, ведущий говорит: «арбуз». Тогда ребенок может сказать «круглый» или «зеленый» или «вкусный». Если прилагательное действительно соответствует предмету, значит ребенок ответил правильно, пусть даже вариант ведущего немного отличается.

Если некоторым детям сложно так быстро придумать подходящее прилагательное, то можно немного упростить задачу. Заранее оговаривайте свойство, которое будет описывать ребенок. Например, цвет, форма, размер и т.п.

Если же кому-то игра дается слишком легко, то можно усложнить ее. Говорите ребенку не только существительные, но и прилагательные. И пусть он к прилагательным подбирает подходящий предмет. Например, ведущий говорит: «круглый». А ребенок может ответить: «апельсин» или «мяч» или «солнце».

Польза игры. Игра развивает мыслительные способности детей старшего дошкольного возраста. Помогает выстроить ассоциативные связи предметов с их свойствами. Развивает скорость принятия правильных решений.

Игра «Скажи мне наоборот»

Игровой процесс. Ведущий называет любое прилагательное слово. Ребенок должен назвать антоним. Например, быстрый – медленный, высокий – низкий, толстый – тонкий, трусливый – мужественный, смешной – грустный, вкусный – невкусный, мягкий – твердый, белый – черный.

Затем, когда дети усвоили правила и достаточно легко стали подбирать противоположные по значению слова, начинайте произносить слова, антоним для которых придумать не так просто: пушистый, гладкий, круглый и т.п.

Пусть дети попробуют придумать как можно больше слов, которые, как они считают, являются противоположностью этому.

Польза игры. Игра «Скажи мне наоборот» формирует словарный запас детей, помогает им развивать логическое мышление.

Игра «Расскажи мне…»

Игровой процесс. Ведущий называет несколько героев из разных мультфильмов: очень важно, чтобы эти герои были из разных мультфильмов. Например, волк и котенок «гав». Или Винни Пух и Чебурашка. Или Лунтик и Медведь.

Если дети не знакомы с этими мультфильмами, можно предварительно им их показать. Далее придумайте какое-нибудь интересное вступление.

Например: «Отправились однажды Винни Пух и Чебурашка покупать новые игрушки…» А затем предложите детям самим рассказать, что было дальше.

Играть станет еще интереснее, если просить детей по очереди придумывать продолжение истории. Например, первое предложение произносит ведущий, второе предложение один игрок, а продолжает за ним второй. И так до тех пор, пока все не выскажутся.

Если в наличии есть игрушки, изображающие выбранных героев мультфильмов, то можно сопровождать процесс игры наглядной демонстрацией того, что происходит.

Польза игры. Игра «Расскажи мне…» формирует творческое мышление у детей. Они с удовольствием придумывают различные истории в своем воображении и учатся оформлять свои мысли в понятные окружающим предложения.

Игра «Назови одним словом»

Дополнительные материалы: не потребуются

Игровой процесс. Ведущий называет ряд слов, для которых игрок должен придумать одно общее название. Примеры цепочек слов:

— елка, береза, сосна, осина, дуб, лиственница (деревья);
— зайчик, медведь, волк, лиса, корова (животные);
— яблоко, апельсин, лимон, мандарин, банан (фрукты);
— картофель, свекла, морковь, капуста, лук (овощи);
— конструктор, барби, машинка, мячик (игрушки);
— бабочка, муха, комар, жук, стрекоза (насекомые);
— компьютер, принтер, телефон, телевизор (технологии);
— каша, суп, торт, хлеб, пирог, оладушки (еща).

После того, как дети наигрались, можно немного изменить правила. Теперь ведущий называет обобщающие слова, а дети должны называть все, что к ним относится.

Польза игры. Игра «Назови одним словом» полезна тем, что не только формирует словарный запас детей, но и развивает их логическое мышление, помогает организовывать слова и предметы в группы в соответствии с общими признаками или способом использования.

Игра «Найди что-то похожее»

Дополнительные материалы: карточки с картинками. Либо можно обойтись без дополнительных материалов.

Игровой процесс. Детям показываются две карточки, на которых изображены изначально не очень похожие картинки. Например, на одной карточке изображена муха, а на второй бабочка.

Пусть дети подумают и найдут общие черты этих двух насекомых. Со временем можно усложнять игру, подбирая карточки совсем непохожих на первый взгляд предметов. Например, можно спросить у детей, что общего у мухи и письменного стола. Пусть подумают.

Поощряются креативные ответы типа «муха ползает по столу», «у мухи есть ножки и у стола тоже есть ножки» и тому подобное.

Польза игры «Найди что-то похожее». Игра развивает нестандартное мышление у детей, расширяет их восприятие мира и учит видеть то, что не замечаю обычные люди.

Игра «Загадки»

Дополнительные материалы: не потребуются.

Игровой процесс. Всем известное занятие, отгадывание загадок, оказывает очень мощное воздействие на развитие логического мышление у детей старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы загадки соответствовали уровню развития малышей и не были для них слишком сложными.

Можно играть с одним ребенком, но можно и группой. Также можно организовать командные соревнования: каждая команда обсуждает правильный ответ и капитан команды его называет. Побеждает та команда, которая большее количество раз первой называла правильный ответ.

Можно изменить правила игры и научить детей самих придумывать загадки. Для этого ведущий выбирает знакомое детям слово. И спрашивает их, на что похож этот предмет. Например, на что похожа лампочка?

Допустим, дети скажут, что на большую каплю. Затем можно спросить, чем лампочка отличается от капли? Дети могут сказать, что она светит и в комнате становится светло. Тогда можно составить загадку: «Висит большая капля, но не капает, а светит так, что в комнате светло».

Польза игры. Игра включает в работу участки мозга, которые отвечают за логическое мышление детей.

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Дополнительные материалы: не потребуются.

Игровой процесс. Эта игра оригинальна тем, что дети и взрослые будут играть без слов. Ведущий загадывает любое простое предметное действие: глаженье утюгом, чтение книги, работа за компьютером, игра в мяч и т.п.

Он, не произнося ни звука, демонстрирует это действие с помощью жестов и мимики. Ребенок должен догадаться, что ведущий делает.

Игра организована следующим образом. Сначала роль ведущего играет воспитатель. Он подходит к первому в очереди ребенку и демонстрирует ему загаданное действие. Если ребенок не отгадывает, то ведущий переходит к следующему.

Итак до тех пор, пока кто-то из детей не догадается, что было загадано. Затем тот, кто догадался, сам становится ведущим и загадывает ситуацию следующему по порядку ребенку.

Польза игры. Игра не только позволяет весело провести время, но и развивает мышление детей.

Игра «Найди тайник»

Дополнительные материалы: листок бумаги, карандаш и линейка, игрушка.

Игровой процесс. Ведущий прячет где-то в помещении игрушку. Затем он рисует на листке бумаги схему комнаты с подробным указанием где что находится. На этой схеме он помечает красным крестиком место, где находится спрятанная вещь. Задача ребенка – найти эту игрушку.

Можно усложнить задачу, добавив в нее несколько новых звеньев. Пусть на первой карте будет показано место, где находится следующая подсказка. Подсказа поможет найти следующую подсказку. А уже она укажет, где находится игрушка.

Другой вариацией этой игры является то, что сам ребенок прячет предмет и рисует карту, а взрослый занимается поиском.

Польза игры. Дети развивают пространственную ориентацию, логическое мышление, умение действовать по указанному плану.

Игра «Угадай по описанию»

Дополнительные материалы: не потребуются.

Игровой процесс. Ведущий загадывает слово, но не называет его игроку. Вместо этого, он начинает описывать загаданный предмет. Например, если загадано слово «лампочка», то можно начать описывать ее так: «похожа на каплю, висит под потолком, днем ее не заметно, а ночью она делает комнату светлой».

Задача игрока – как можно быстрее угадать загаданное слово. Если в игре принимает участие группа ребят, то процесс можно разнообразить. Например, кто первым догадался, о чем идет речь, сам становится ведущим и загадывает слово.

Эту игру можно разнообразить, заранее обговаривая категорию слов с игроками. Например, можно сразу договориться о том, что загадываться будут различные профессии. Или пусть это будут животные. Или растения.

Польза игры. Игра развивает творческое и логическое мышление детей. Помогает закрепить значения слов и свойства различных предметов и явлений.

Игра «Нелепицы»

Дополнительные материал: для этой игры понадобятся рисунки-нелепицы. Следующие файлы можно организовать в слайд-шоу для экономии места на сайте.


Игровой процесс. Детям показывается картинка-нелепица (изображено то, что в обычной жизни не бывает. Например, грибы растут на столе, или конфеты выпали в виде осадков). Дети должны найти как можно больше нелепостей на картинке.

Для того, чтобы игровой процесс сделать более увлекательным, можно организовать командные соревнования. Одна и та же картинка показывается двум командам. Каждая команда диктует несоответствие своему капитану (взрослому), а тот записывает их в пронумерованный список.

Та, команда, которая за указанный период времени найдет наибольшее число несоответствий, побеждает.

Для того, чтобы закрепить результат, в конце можно обсудить с детьми, почему именно тот или иной элемент на картинке не соответствует действительности. Например, если дети заметили, что капает дождь из конфет, пусть они сами объяснят, почему считают это нелепицей.

Если дети затрудняются дать ответ на этот вопрос или вообще не заметили ничего необычного на некоторых картинках, то воспитатель может сам простым языком объяснить почему те или иные события никогда не происходят в реальной жизни.

Польза игры. Игра учит детей мыслить логически, быть внимательными к деталям и аргументировать свою позиции с помощью убедительных доводов.

Игра «Какой он?»

Екатерина Савинова
Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы

1. "Четвёртый лишний"

Цель : .

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к обобщающему понятию Взрослый раскладывает картинки перед ребёнком и предлагает определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая картинка лишняя и почему .

Примеры наборов картинок : чашка, блюдце, тарелка, яблоко; медведь, лошадь, собака, курица; ёлка, берёза, дуб, рыба. Если ребёнок затрудняется, можно задать наводящие вопросы.

Вариант усложнения задания : подобрать картинки с предметами , относящимися к общему понятию, но отличающимися каким - либо признаком (например, берёза, дуб, липа, ель) .

2."Юные поэты"

Взрослый даёт ребёнку набор картинок и предлагает их разложить парами со схожими окончаниями слов : мышки - шишки,кошки - ложки и т. п.

До начала игры можно рассмотреть картинки , обращая внимание на окончание слов , обозначающих изображённые предметы. Затем с этими парами картинок можно составить предложения - двустишия, например :

В норке жили - были мышки,

А на ёлке были шишки. И т. д.

Можно записать придуманные совместно с детьми двустишия и оформить в виде книжки - самоделки.

3."Потерявшаяся игрушка"

Цель : развивать память и внимание , умение сосредотачиваться .

Подобрать и поставить на стол пять или шесть небольших игрушек. Предложить ребёнку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать,что спрятано. Если ребёнок ответил правильно, можно поменяться ролями. Если ребёнок затрудняется, необходимо уменьшить количество игрушек до трёх или четырёх, постепенно увеличивая их число. Игрушки можно заменить предметными картинками .

Вариант усложнения : предложить ребёнку запомнить последовательность игрушек (какая за какой стоит, затем незаметно поменять две - три игрушки местами. Предложить угадать, какая игрушка занимает не своё место.

4."Найди клад"

Цель : развивать логическое мышление , пространственную ориентацию, умение действовать по определённой схеме.

Нарисовать на бумаге план комнаты, где будет проводиться игра, спрятать в комнате игрушку и отметить на плане место её расположения. Сообщить ребёнку, что у вас есть карта , на которой отмечено место, где спрятан клад, предложить найти его.

Вариант усложнения игры :аналогичную игру можно провести на детской площадке.

5. "Угадай, что я делаю"

Цель : развивать воображение , фантазию, находчивость, сообразительность.

Взрослый предлагает ребёнку поиграть без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, чтение книги) и с помощью мимики и жестов показывают его ребёнку. Ребёнок должен отгадать, какое действие изображают родители. В случае правильного ответа взрослый и ребёнок меняются ролями.

Вариант усложнения игры : если ребёнок успешно справляется с заданиями, можно предложить ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, проснулся - встал - умылся - почистил зубы и т. д.) .Также можно предложить "рассказать" при помощи движений известное ребёнку короткое стихотворение, сказку.

6. "Королевство кривых зеркал"

Взрослый предлагает ребёнку отправиться в королевство, жители которого говорят "перевёрнутыми" наоборот словами, например : абыр, амам, апап, ым и т. д. Ребёнок должен догадаться, что это за слово.

Публикации по теме:

Брошюра «Рекомендуемые игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 3–4 лет. Поиграйте с детьми дома!» 1. Корректор. Раздаем детям листы с крупными печатными рисунками. Задание: зачеркнуть все зеленые предметы, либо все круглые, красным карандашом.

В данной публикации приведены выдержки из следующих авторских книг, содержащих задания для дошкольников 5-7 лет: - "РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по обучению.

Рaзвитие логичеcкого мышления является одной из нaиболее важных тем во всеcтороннем рaзвитии детей 3-4 лет. Именно этoт вoзрaст наиболее.

Игры на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания и памяти Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры,.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей - это игра, а игры - это жизнь для детей. В игровых.

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Чем похожи и чем отличаются? »

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; 8 пар предметных картинок: мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами.

Игра «Подбери пару к слову».

Оборудование: мяч.

Дети встают в круг. Воспитатель с мячом - в центре круга, он бросает мяч одному из детей и говорит: «Игрушка». Ребенок должен поймать мяч и назвать, например: «Кукла».

Игра «Что это? Кто это? »

Цель: развитие мышления и речи.

Оборудование: 24 предметные картинки.

Дети делятся на две команды. Садятся за столы на удалении друг от друга. Каждой команде раздаются одинаковые комплекты картинок с изображением овощей, фруктов, животных и т. д. Дети поочередно дают описание одной из картинок. Если описание правильное и картинка угадывается, то её откладывают в пользу отгадавших.

Игра «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток (для каждого ребенка) ; поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

Игра «Разложи картинки по группам»

Цель: развитие навыков анализа и синтеза.

Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда: чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д.

Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные) .

Задание «Закрой лишнюю картинку»

Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка) .

Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.

Задание «Нарисуй и зачеркни»

Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления.

Оборудование: лист бумаги и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе перед каждым ребенком находятся лист бумаги и простой карандаш. Взрослый предлагает детям:

Нарисовать два треугольника, один квадрат, один прямоугольник и зачеркнуть третью фигуру;

Нарисовать три круга, один треугольник, два прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру;

Нарисовать один прямоугольник, два квадрата, три треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Игра «Подбери парную картинку»

Цель: развитие логического мышления, памяти и речи.

Оборудование: магнитная доска; 12 пар предметных картинок: мотоцикл – колесо, аквариум – рыбки, кровать – подушка, книжный шкаф – книги, теплоход – якорь, молоток – гвоздь, батон – колосок, пчела – соты (мёд, корзина – подосиновик, лошадь – жеребёнок, белка – орех (шишка, ваза – тюльпан (гвоздика) .

На магнитной доске прикреплены картинки. Расположение картинок: верхний ряд – мотоцикл, аквариум, кровать, книжный шкаф, теплоход, молоток, батон, пчела, корзина, ваза, лошадь белка; нижний ряд - жеребенок, якорь, подосиновик, соты, подушка, книги, рыбки, колесо, колосок, орех, гвоздь, тюльпан. Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда. Дети поочередно составляют пары и объясняют свое решение.

Игра «Подбери четвертую фигуру»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать фигуры и на основе выделенных признаков делать умозаключения и устанавливать закономерности в изображениях.

Оборудование: карточки к заданию и простой карандаш (для каждого ребенка) .

На столе каждого ребенка находятся карточки и простой карандаш. Воспитатель привлекает внимание детей к отличительным признакам изображенных фигур, к принципу их очередности, и предлагает правильно закончить ряд, выбрав один из данных справа рисунков. (Нужный рисунок обводится карандашом) .

Игра «Придумай загадку»

Цель: развитие речи и мышления.

Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы.

На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.

Игра «Составь предложение по двум картинкам»

Цель: развитие внимания, мышления и речи.

Оборудование: магнитная доска; магниты; пары предметных картинок: : бабушка – кофта (чашка, ваза, девочка – кролик (фасоль, лыжи, мальчик – кот (велосипед, коньки, аист – гнездо и т. д.

Воспитатель поочередно прикрепляет к магнитной доске пару картинок и предлагает детям составить по ней как можно больше предложений.

Игра «Любимая еда»

Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Оборудование: предметные картинки, например: корова – сено, кролик – капуста, медведь – мед, кошка – молоко и т. д.

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

Игра «Скажи мне наоборот»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы.

Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположного значения, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый и т. д.

Игра «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Оборудование: карточка к заданию.

Воспитатель предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Задание «Дополни фразу»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи.

Если песок мокрый, то.

Мальчик моет руки, потому что.

Если переходить улицу на красный свет, то.

Автобус остановился, потому что.

Игры на развитие логического мышления у дошкольников

Варианты игр подобрано Сиваловой Еленой Ивановной

«Кто что любит?»

Материал: картинки с изображением животных и пищи для них.

Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

«Назови одним словом»

Зачитайте ребенку слова одной группы и попросите их назвать одним или несколькими словами. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к нему.

«Классификация»

Материал: набор картинок с изображениями различных предметов.

Попросите рассмотреть их и разложить по группам.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая- лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил?

Прочитайте ребенку группу слов и предложите определить, какое из них является лишним, например:

Старый, дряхлый, МАЛЕНЬКИЙ, ветхий.

Храбрый, ЗЛОЙ, смелый, отважный,

Яблоко, слива, ОГУРЕЦ, груша.

Молоко, творог, сметана, ХЛЕБ.

Час, минута, ЛЕТО, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, СУМКА.

Платье, свитер, ШАПКА, рубашка.

«Чередование»

Предложи ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом выложите забор из разноцветных палочек и т.д.

«Отвечай быстро»

Бросая ребенку мяч, назовите цвет; возвращая вам мяч, малыш должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форма) предмета.

Упражнения на развитие гибкости ума

Предлагайте ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

«Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

«Бывает не бывает»

Назовите какую-нибудь ситуацию и в тот же момент бросьте мяч. Ребенок должен поймать его в том случае, если названная ситуация реальна, а если нет, мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; дом пошел гулять; яблоко соленое и т.д.

Упражнения на быстроту мышления

«Отгадай слово»

Предложите такую игру: начните слово, а ребенок должен его закончить: «Отгадай, что я хочу сказать!» Всего дайте несколько слогов, например: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Не только хвалите ребенка за правильный ответ, но и фиксируйте время, которое является показателем быстроты мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

«Сравнение предметов (понятий)»

Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: « Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно сравнивать: выделять черты сходства, отличительные признаки, находя наиболее существенные. Пары слов для сравнения: дом и избушка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, город и деревня.

«Угадай по описанию»

Предложите малышу угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. (помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, выложите перед ним картинки с различными овощами, и он найдет нужный.

«Кто кем будет?»

Покажите или назовите предметы и явления и предложите ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т.д. поощряйте ребенка за правильные ответы.

«Разложи по порядку»

Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дайте ребенку картинки попросите их рассмотреть. Предложите разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составит по ним рассказ.

«Отгадывание небылиц»

Расскажите о чем-то, включив в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен это заметить и объяснить, почему так не бывает.

Например: «Вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «ку-ка-ре-ку»- и рога уже выставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»

«Нелепицы»

Предложите ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросите малыша найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложите рассказать, как бывает на самом деле.

Таким образом, можно заметить, что игра – это наиболее естественный для ребенка способ познания. А нередко и единственный путь для тех, кто из-за каких-то внутренних конфликтов не принимает или вовсе не освоил мир взрослых ценностей и правил. Игра для ребенка является тем же, чем для взрослого является речь. В ней он выступает как личность, наделенная правами. Ребенок свободно играет только в атмосфере благожелательности, когда ощущает себя в безопасности: он начинает верить в собственные силы и чувствует, что может наиболее полно проявить себя и его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. В игре ребенок развивается и совершенствуется.

Загрузка...
Top