Урок по православной культуре пасха. «Светлый праздник Пасхи. проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Тема урока: Учитель начальных классовКузнецова Т.Г.МАОУ ЦО № 13 г. Тамбов Воскресение - день возобновления жизни. Иисус Христос своею смертью искупил людские грехи и своим воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". За неделю до Пасхи в воскресенье празднуется празд-ник, иначе называемый Вербным воскресением. Освящение вербы бывает и в сам праздничный день, инакануне во время вечерней службы. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при зажженных свечах, верующие стоят до конца службы. Освященную в этот день вербу хранят в течение целого года. Считается, что освященная верба приобретает чудодейственную силу, способствующую изгнанию нечистых духов. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Страстная или Великая неделя: Великий ЧетвергСтрастная ПятницаВеликая Суббота Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Яйца, окрашенные в один цвет, называли крашенками. Яйца, раскрашенные от руки узорами, назывались писанки. Светлое Воскресение Христово.Праздничное богослужениеПасхальная полночь В Православных храмахзвучит благовест Пасхальный гимн. «Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.» На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»- приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» Аполлон Николаевич Майков Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес…Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков,И зеленеет ближний лес...Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля,И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых! На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он. - Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестьювбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию. Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым! И в тот же миг куриное яйцо - скромное подношение императору – стало ярко - красным…В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Домашнее задание: Узнать у мам и бабушек, как они готовятся к празднику. Вспомните, какие праздничные лакомства они готовили.Узнай и запиши один рецепт пасхального блюда который традиционно готовят в твоей семье.

Показ презентации.(Слайд 13)

Рассказ учителя:

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть опять принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни - воскрес.

А на все остальные вопросы вы будете искать ответы в текстах.

Учитель раздаёт карточки с текстами и вопросами.

Карточка 1. Слово « Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского.Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование жизни вечной.

В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник. Праздник радости, любви, доброты и справедливости. И отмечается 40 дней. Во все дни этого праздника, продолжающегося до Вознесения Господня, христиане приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!» - и ответными словами « Воистину Воскресе!»Об этом событии рассказывает Евангелие.

1.-Что значит слово «Пасха» в переводе с еврейского?

2.-Что символизирует праздник Пасха?

3.-Сколько дней отмечается Пасха?

4.-Как в праздничные дни христиане приветствуют друг друга?

Карточка 2. Праздник Пасхи является переходящим. Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия(21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресение, которое последует за этим первым весенним полнолунием. И называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна - это время победы жизни и света После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая.Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

1.-Что значит «переходящий» праздник?

2.-Скаким природным явлением связан отсчёт Пасхи?

Карточка 3. После смерти Христа Его тело положили в гроб - так иудеи называли высеченную в скале пещеру для погребения усопших. Враги Христа приставили стражу, они боялись, что ученики украдут Его тело и скажут, что Он воскрес.

Ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку жизни. По прошествии субботы, ночью на третий день после Своих страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мёртвых.

    Рано утром того же дня верные ученицы Христа Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия пришли к Его гробу. И они принесли душистое масло - миро, чтобы, как предписывает обычай, помазать Тело Господа. Они увидели Ангела, который, который сидел на камне у входа в пещеру. Ангел сказал: «Что вы ищите Живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он Воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что увидят Его в Галилее». И они со страхом и великой радостью пошли возвестить об этом Его ученикам. Потом и Сам Воскресший Иисус Христос являлся ученикам, со словами: «Радуйтесь! Мир вам!» И беседовал Он с ними, чтобы уверовали они в Воскресение Христово.

1.-Кого называют «жёны- мироносицы»?

2.-Кто возвестил жёнам-мироносицам о Воскресении Христа?

3.-Кому первому явился Иисус Христос?

Карточка 4. По церковным правилам новый богослужебный день начинается с вечерней службы, обычно совершаемой в пять часов вечера. Так и на вечере Великой Субботы уже поются воскресные песнопения - начинается празднование Пасхи Христовой. О каких же событиях они напоминают христианам? В Великую Субботу Иисус Христос, Телом пребывая во гробе, Душою сошёл в ад и вывел оттуда томящихся праведников. А на третий день Он воскрес. Вот об этом и поётся в песнопениях службы субботы и воскресенья.

В полночь, по учению Церкви, Христос Спаситель Воскрес.И вновь в полночь собираются христиане в храме, чтобы встретить Христа Воскресшего. Поклонившись святой Плащанице, священнослужители унесли её в алтарь и положили на Престол для того, чтобы видимым образом показать, что после Воскресения Христос ещё сорок дней пребывал на земле и являлся разным людям.

После этого из глубины алтаря слышится песнь: «Воскресение Твоё Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» .Эта песнь была изображением того, что в то ночное время, когда в Иерусалиме жители ещё спали, на небе лики Ангелов уже прославляли Господа Воскресшего.

Первыми на земле получили весть о Воскресении пришедши ещё затемно ко гробу Господню жёны- мироносицы. Подобно им, выходит из храма крестный ход с зажжёнными свечами, и обойдя вокруг храма, останавливается перед закрытыми дверями,как бы при входе в пещеру Гроба Господня. И здесь же священник возглашает слова, некогда сказанные Ангелом жёнам- мироносицам: «Христос Воскресе!» И все христиане, входя в храм, с радостью откликаются на эту радость: «Воистину Воскресе!».

1.-С какого богослужения начинается празднование Пасхи?

2.-Какой символический смысл имеет перенесение Плащаницы в алтарь?

3.-Что символизирует крестный ход?

4.-Какими словами возвещают священнослужители радостную весть о Воскресении?

5.-Что отвечает народ?

Карточка 5.

Закончился продолжительный Великий Пост. Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей. Каждый день во всех храмах совершаются праздничные Литургии с крестным ходом. До субботы Светлой седмицы в православных храмах день и ночь остаются открытыми Царские Врата, ведущие в алтарь. И то, что они открыты символизирует, что нет преграды между Небом и землёй, она разрушена Спасителем.

Всю Светлую седмицу лился по Святой Руси радостный пасхальный звон: не замолкала с утра до ночи ни одна колокольня, каждый человек мог подняться в эти дни на колокольню храма и позвонить в колокола.

    Свято чтили на Руси все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю ходят в каждом приходе от деревни к деревне богоносцы с крестами. хоругвями и образами. Разнося благостную весть о Воскресении Христовом. Одни богоносцы- певцы сменяют других. «Ходить под Богом» на Святой считалось в народе за благочестивый подвиг. Приступали к нему только с благословения священника.

    На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Самый лучший подарок в эти дни пасхальное яйцо. «Дорого яичко ко Христову дню!» -говорит народная пословица.

    Похристосуются- разговеются, помолятся и во храме Божием, и в своём доме христиане, примут богоносцев с иконами. Светло и радостно станет на душе.

1.-В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи?

    2.-Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие?

    3.-Что считается лучшим подарком на Пасху?

Карточка 5. О событии сошествия Христа во ад после смерти на Кресте повествует праздничная пасхальная икона. Церковь учит, что момент Воскресения Христа есть великая непостижимая человеческому разуму тайна. Поэтому он не отображён на иконе праздника. На ней изображено сошествие во ад, рассказано об избавлении людей от уз вечной смерти. Но для древнерусской иконы было принято двойное название «Воскресение- Сошествие во ад».

Мы видим на иконе в центре Христа. Вокруг Него круг- мандорла- сияние Божественной славы и света, который Христос принёс во тьму ада. Христос стоит на поверженных вратах ада. Правой рукой Он держит за руку Адама, слева простирает к Спасителю руки Ева. Ещё множество людей населяют пространство иконы- это праведники, которых Христос выводит из тьмы кромешной. Горки на иконе символизируют мир вышний, противостоящий чёрной бездне ада. А по сторонам помещены изображения ветхозаветных пророков и праотцов.

1.Расскажите, что изображено на иконе « Воскресение- Сошествие во ад.»

Показ презентации с вопросами, данными на карточках (слайд 14,15,16,17,18,19)

Показ презентации. (Слайд 20)

Прочитаем вопросы, ответы на них вы найдете на странице 30-31 учебника

1.Как готовятся православные христиане к Пасхе?.

2.В чём заключается пост?

3.Назовите блюда пасхального стола.

Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.

Задачи урока:

1) познакомить с историей возникновения праздника;

2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.

Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.

План урока.

Организационный момент 1 мин.

Актуализация знаний 5 мин.

Самостоятельная работа 7 мин.

Работа в парах 3 мин.

Физкультурная минутка 2 мин.

Фронтальная работа 10 мин.

Групповая работа 8 мин.

Рефлексия 9 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, тему урока вы определите сами, послушав стихотворение Лидии Чарской.

Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Учитель: Какому празднику посвящены строки стихотворения? Назовите тему урока. (Строки посвящены празднику Пасха. Тема урока “Пасха”). Cлайд 1. (Презентация)

Учитель: Правильно, Пасха – Светлое Воскресение Христово – главный праздник Православной Церкви. Каждый год, празднуя Пасху, христиане торжествуют избавление от смерти и дарование им жизни вечной.

После Входа Господня в Иерусалим Христа предал один из учеников – Иуда. Враги схватили Иисуса и распяли Его на Кресте. Великая Пятница – день смерти Спасителя на Кресте – самый печальный день в году. За ней идет великая Суббота – самый тихий день в году, когда тело Христа покоилось в пещере – Гробе Господнем. Утром следующего дня несколько женщин пришли к этой пещере. Гроб был пуст, а рядом сидел Ангел.

Ангел сказал женщинам: “Вы ищете Иисуса Распятого? Его здесь нет. Он воскрес!”

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?

Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.

Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. Слайд 2

Самостоятельная работа.

Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 28 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

  1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
  2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Работа в парах.

Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.

Физкультурная минутка.

Фронтальная работа.

Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.

Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.

Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Какие традиции праздника? (яйца, кулич, пасха, христосование). Слайд 3.

Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Приходя в гости, приветствуют словами “Христос воскресе” и слышат в ответ: “Воистину воскресе”, трижды целуются и обмениваются яйцами. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

Учитель: А кто из вас, ребята, может назвать символы Пасхи? (яйца, корзина, птички, зайчики, гнездо). Слайд 4

Групповая работа.

Учитель: Ребята, давайте попробуем в группах из 4 человек составить кластер по теме урока “ Пасха”. Объединитесь в группы.

Учащиеся составляют кластеры и демонстрируют на классной доске. Обсуждение кластеров.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой кластер составила я. Слайд 5.

Рефлексия.

Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вы вместе с родителями изготовили дома праздничные открытки. Давайте организуем выставку открыток.

Дети выставляют открытки.

Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.

Дети объясняют свой выбор.

Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое задание было самым интересным?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть. Слайд 6.

Литература

1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.

2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.

3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.

4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.

    Яйца язычники красили задолго до появления христианства. Крашенное яйцо, так же как кулич с белой шапочкой, да так же, собственно говоря, как и пасхальный кролик в западной традиции - это языческие символы плодородия. По старым русским традициям кулич должен месить мужчина, даже если ему год от роду. Ему необходимо шлёпнуть по тесту кулачком раз пять, чтобы ритуал был соблюден, куличи приносились в жертву Великой Матери, чтобы год был урожайным. И куличи считались ритуальными фаллосами.
    «Вторым большим праздником у тенгриан считался приход весны. По традиции, корни которой уходят в Индию, он отмечался 25 марта. Известно, что к этому дню тенгриане пекли куличи. Кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был фаллос. Тенгрианскому куличу придавалась соответствующая форма, рядом полагалось класть два крашеных яйца. В этом уже прослеживается связь с фаллистическими земледельческими культами Индии
    Подобный языческий праздник встречи весны характерен почти для всех известных науке языческих верований: 25 марта праздновался у египтян как день богини Исиды (у вавилонян - Иштар, у греков - Кибелы, у хананеев - Астарты) и ее возлюбленного Адониса, Аттиса… Факт языческой основы праздника не отрицается даже православными. Священник Александр Мень пишет: «25 марта, в день весеннего равноденствия, во всех городах, где чтили Кибелу и Аттиса, торжественно провозглашали возвращение умершего к жизни. Праздник нового расцвета земли выливался в бурное проявление радости. Устраивались карнавалы, на время отменялись законы и правила благопристойности». Во всех этих праздниках весны у разных народов присутствовали те же символы мужского начала: куличи и яйца. Культ Исиды (Иштар, Кибелы, Астарты) получил поистине повсеместный характер к 1 веку по Р. Хр. «Слившись в сознании народа с Деметрой и Кибелой, Исида все больше приобретала черты универсальной богини. Она олицетворяла Мировой Океан и Лоно богов, судьбу и законы природы… По словам Плутарха, она есть «женское начало природы и она вмещает в себя всякое порождение»… Исида «наполняет собой наш мир всем прекрасным и благим, что имеет отношение к рождению…
    Радоница - 9 день от Пасхи - родительский день, день особого поминовения усопших отмечается сегодня. В этот день принято посещать кладбище и поминать умерших родственников...
    Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) . имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово «тризна» стало обозначать поминки, а «радоница» . весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
    «На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть приступают к сельхоз работам, посещают могилы и затем веселятся вечером.
    основе всех языческих праздников русского народа лежало поклонение природе – собственно солнцу, подателю тепла и урожая. Но к солнечному характеру празднеств присоединялся ещё культ мёртвых. Празднуя поворот солнца с зимы на лето, или наступление весны, славянин – язычник верил, что вместе с теплом, цветами и травами на землю возвращаются и души умерших. Смерть – это долгая ночь, зима; с возвратом тепла могут возвращаться и мёртвые. Впрочем, наши предки были убеждены, что умершие всегда присутствуют с ними невидимо, как это явствует из культа рода и рожаниц. Весеннее обновление природы только сильнее приводило на память связь между живыми и мёртвыми. И действительно, какое дело христианам до всего этого…

    Теперь о Пасхе. Пасха, она же Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. Традиционная еда - не кулич с яйцами, а пасха (паска) - это творог со сливками или сметаной, спрессованный в виде усеченной пирамидки.
    Еще подробнее... Пасха - дословный перевод «прохождение мимо».
    В чём смысл мистического названия праздника Пасхи? Тогда, в Египте евреи обманули Смерть. Они намазали ягнячьей кровью двери своих домов, и Смерть подумала, что в этих домах она уже была, и поэтому Смерть прошла мимо еврейских домов.
    В этом скрытый смысл еврейского праздника Пасхи, который празднует именно одностороннее уничтожение гоев с первого такого успешного геноцида в древнем Египте.
    «… а потом, однажды ночью, на всех еврейских домах появится пасхальный знак кровью (чтобы их не трогать, то есть пасхать, обойти) и обезумевшие массы, подстрекаемые евреями, вырежут всех перворождённых младенцев, как это уже было однажды в Египте». (Ветхий Завет. Исход. 12:7-13, 29-30)

Проект учебного занятия

модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

ФИО (полностью)

Белянина Юлия Владимировна

Тема и номер урока в теме

Урок № 8 «Пасха»

Цель урока

Познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитать дружелюбие

Основные понятия

Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Тип урока

Комбинированный

Формы работы учащихся

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге

Оборудование

Учебник, тетради, рабочие листы, дневник самонаблюдений, проектор, компьютер

Ход урока:

I . Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок.

Праздник Пасхи наступает

Торжество нас ожидает.

II . Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

Вопросы и задания

1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

III . Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).

На Пасху всем разрешается звонить в колокола, колокольный звон звучит кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение или Христов день.

По важности благодеяний, полученных нами через Воскрешение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха- праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с расцветом добрых чувств – единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскресением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.

Расскажите, ч то вы знаете о христианском обычае дарить на Пасху крашеные яйца

IV . Работа по теме урока.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.

Запись в тетради, что такое Воскресение.

Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

Запись в тетради понятия Пасхи .

В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе (Приводится пример из учебника на странице 29).

Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха»

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

Нарисуйте пасхальную открытку

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

В одно из весенних воскресений православные христиане особо торжественно отмечают Пасху Христову. Празднику предшествует почти двухмесячный пост. (Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед Пасхой, подготовленное заранее).

Работа с учебником.

Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

Работа с интерактивным моментом .

Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.

Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича. Рассказать об услышанном на уроке.

VII . Групповая работа – Пасхальные игры.

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

VIII . Подведение итогов урока.

Учитель.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4. В чем состоит христианский пост?

5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

IX . Рефлексия.

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Учитель.

Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

Ученики.

Воистину воскрес!

X . Задание на дом (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

Выявите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Напишите рассказ о пасхальных традициях

Определите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Загрузка...
Top